ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов (/=). Эта конструкция используется в оценочных восклицаниях:
Ровный тон на постакцентной части сохраняется до конца реплики. Гласный конечного слога в этой конструкции обычно удлинен. Однако Е.А. Брызгунова не включает длительность в число релевантных просодических признаков и не указывает на его использование в данной конструкции.
ИК-6 ярко проявляется при выражении качественной и количественной оценки в предложениях без местоименных слов и в предложениях с местоименными словами:
Мороз сегодня! = Какой мороз сегодня! (т.е. сильный мороз);
Ветер тёплый! = Какой ветер тёплый! (т.е. очень тёплый);
Воды! = Сколько воды! (т.е. много);
День! = Какой день! (т.е. какой хороший или какой плохой).
Предцентровая часть ИК-6 произносится на обычном тоне говорящего. На гласном центра тон повышается, высокий уровень тона продолжается и на постцентровой части.
Контур ИК-6 близок к ИК-4. Основное различие - в уровне тона на гласном центра: в ИК-6 он выше, чем в ИК-4.
ИК-6 в предложениях с местоименными словами употребляется наряду с ИК-5, но при этом, в отличие от ИК-5, передаёт бытовой характер ситуации. Предложения без местоименных слов редко встречаются в текстах художественной литературы, но широко употребляются в устной диалогической речи. В этих предложениях передается значение оценки, которое не следует смешивать со значением удивления. ИК-6 употребляется не только при выражении оценки. Так, например, ИК-6 широко используется при выражении незавершенности повествовательного предложения, наряду с ИК-3 и ИК-4. Различия между этими интонациями имеют стилистический характер: ИК-3 преобладает в разговорной речи, ИК-4 - в официальной, ИК-6 передает торжественность, приподнятость (в этом случае произносится с более энергичной артикуляцией). ИК-6 употребляется также при выражении переспроса.
На начальном этапе освоения русской интонации знакомство с ИК-6 необходимо для различения значений оценки, некоторых видов вопроса и требования.
Сравним:
Тепло2 сегодня! (утверждение с подчеркиванием) -
Тепло3 сегодня? (вопрос) - Тепло6 сегодня! (оценка: очень тепло)
Воды2! (требование: дайте воды!) - Воды3? (вопрос) - Воды6! (оценка)
Сколько там студе4нтов? - Сколько там студе6нтов! (т.е. очень много)
Кроме того, различение ИК-3, ИК-4, ИК-6 при выражении незавершенности хорошо тренирует слух и способствует развитию понимания речи на слух.
Слово, по отношению к которому выражается оценка, может менять своё место в предложении. Наиболее употребительными являются варианты:
Какой скучный фильм! Фильм скучный!
Сколько у него книг! Книг у него!