Полезная информация для студентов
 




FAQ для первокурсников и не только:

  1. Когда выдаются студенческие билеты?
  2. Когда выдаются зачетные книжки?
  3. Как и когда в библиотеке выдаются учебники?
  4. Как и когда оформляется банковская карточка? (для студентов-бюджетников)
  5. Как, когда и кому выдаются карточки на метро?
  6. Как и когда получают проездные на наземный транспорт (ТАТ)?
  7. Как оформить загранпаспорт?
  8. Как получить справку о том, что «я здесь учусь»?
  9. Кто будет моим научным руководителем? Что такое специализация?
  10. Как происходит распределение по группам?
  11. Обязательно ли посещать физкультуру, учась на филолога?
  12. Что такое аттестация? Как проходит сессия?
  13. Какие культурные мероприятия можно посетить при помощи факультета?
  14. А когда у нас каникулы?




1. Когда выдаются студенческие билеты?

Студенческие билеты обычно получают после организационного собрания перед началом учебного года в учебной части (8 этаж, ауд. 862). Студенческий билет, как и паспорт, должен находиться у вас на руках постоянно. Обращаем ваше внимание на то, что охрана не обязана помнить каждого студента в лицо, поэтому не стоит протестовать, когда вас просят предъявить студенческий билет при входе в любое из зданий Университета. Вы сдаете его на перерегистрацию в конце или начале учебного года в учебную часть и забираете через несколько дней.

2. Когда выдаются зачетные книжки?

Зачетные книжки хранится в учебной части постоянно, вы берете их только на время сессии и до конца сессии сдаете назад, иначе останетесь без стипендии. По зачеткам сверяются полученные оценки и отмечаются сданные экзамены. В целом, практика показывает, что в учебной части они не теряются, а вот дома — только так. Восстанавливать зачетку — это обходить всех преподавателей, которые когда-либо ставили вам оценки...

3. Как и когда в библиотеке выдаются учебники?

Получение учебников — мероприятие, которое традиционно проводится в начале сентября. I и II курсам выдают «набор учебников» по основным дисциплинам, поэтому берите с собой прочные сумки. Студентам с III курса и далее уже в «свой» день придется приходить с заполненными требованиями. Каких-то учебников меньше, чем студентов, поэтому опоздавшим их может попросту не достаться.

Кроме того, обычно в библиотеке один день на один курс одного факультета. Кто не успеет в свой день — будет ждать окончания выдачи книг всем факультетам, — а это числа до 15-ого сентября.

Часто студенты не помнят, в каком абонементе они брали книгу. Это можно узнать, посмотрев на титульный лист или оборот титула (3/4 стр.), а также на стр. 17 — печать, 18 означает художку, 31 — БУП.

Санитарные дни в библиотеке обычно бывают в последний четверг каждого месяца.

Ещё в читальном зале работает абонемент выходного дня, под залог можно брать книгу на дом.

4. Как и когда оформляется банковская карточка? (для студентов-бюджетников)

Карточка оформляется в Сбербанке. Банк, как и библиотека, выделяет для каждого факультета свой день, поэтому следите за объявлениями на стенде с расписанием. В противном случае придется ждать довольно долго. Традиционно очереди на подачу документов очень велики. Время работы с одним студентом — около 15 минут, поэтому рассчитывайте свои возможности. В Сбербанке также есть перерыв на обед, о чем не следует забывать. После подачи документов карточку вы сможете забрать примерно через две недели. Сбербанк находится примерно между поликлиникой и 1 Гуманитарным корпусом, в здании, где первый этаж занимает «Cafemax».

5. Как, когда и кому выдаются карточки на метро?

Студенческие проездные на метро могут получить только студенты дневного отделения (вечерникам, увы, их не выдают). Вы лично или староста группы получает в профкоме (это самый конец 9 этажа после женского туалета) анкеты, которые надо заполнить печатными буквами без помарок. В профкоме вам выдадут только одну анкету, если вы сделаете в ней ошибку, за второй придется идти в метро и получать ее в кассе по студенческому билету. Анкеты не надо складывать и мять. Заполняете анкету, относите ее в деканат (ауд. 977) и оставляете на подпись декану. Через 1-2 дня забираете и идете в ауд. 444 (4 этаж) ставить гербовую печать. И только после этого идете в метро сдавать ее на оформление карточки. Не тяните с оформлением анкеты! Карточку будут делать еще несколько недель.

6. Как и когда получают проездные на наземный транспорт (ТАТ)?

Проездные на наземный транспорт получают в профкоме каждый месяц: сперва староста группы сдает деньги, затем через несколько дней получает билеты. И здесь важно не пропустить момент, когда профком принимает деньги (обычно последняя неделя месяца). Следите за объявлениями на дверях профкома и выбирайте на должность старосты ответственного человека, чтобы не писать потом в LJ-сообществе МГУ каждый месяц «Убью старосту и куплю ТАТ срочно!».

7. Как оформить загранпаспорт?

Чтобы оформить загранпаспорт, надо сперва набраться терпения и приготовиться к тому, что в паспортный стол, скорее всего, придется сходить минимум 2 раза. Ну и запастись временем. Что делать дальше:

  1. Скачать анкету (официально называется «заявление о выдаче паспорта») с любого сайта, заполнить ее на компьютере (поэтому лучше скачивать вариант в формате .doc, а не pdf), распечатать (в 2 экземплярах!). Сами анкеты легко находятся «Яндексом».

  2. Сведения об учебе и работе: таблица заполняется за прошедшие 10 лет. Глубже в прошлое копать не нужно. Любой перерыв более месяца должен быть особо отмечен: необходимо указать даты, написать «не работал(а)» и в графе «адрес» написать адрес тогдашней прописки.

Что вам надо знать по поводу учебы:

  • Окончание школы — июнь соответствующего года (день можно не указывать).

    Зачисление в университет — сентябрь соответствующего года.

    Окончание университета — июнь соответствующего года (дневные отделения прибавляют к году поступления 5 лет, вечернее — 6 лет).

    Зачисление в аспирантуру — по-разному у разных курсов, у кого-то ноябрь, у кого-то сентябрь, уточните в отделе аспирантуры, если не помните сами.

    Очная аспирантура указывается обязательно, заочная — как потребует паспортный стол.

    Очно-заочная форма обучения (вечернее отделение) указывать надо обязательно.

  • Вы должны указывать точные адреса учебных заведений.
    Запомните: нет такого адреса — Воробьевы горы. Ну нет его! В природе нет!

    Точный адрес факультета выглядит так: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет. Тел.: 939-32-77

    Что такое «ГСП-1», не знает никто, но указывается оно обязательно.

    Важное: не заполняйте раздел о том, кто именно подписал вам анкету. Почему — читайте дальше.

Заполнив анкету, вы несете ее (оба экземпляра!) на подпись и печать.

Если вы студент — зайдите в учебную часть (на 8 этаже) и получите подпись своего инспектора. Инспектор подтверждает, что вы действительно студент. Если вы аспирант — вам нужна подпись зав. отделом аспирантуры. Без этой подписи вам никто анкету не подпишет. Учите, что инспектор может бывать не каждый день и не весь день.

Далее вы несете анкету в деканат, на 9 этаж. Внимание: необходимо заранее выяснить в паспортном столе, какая вам нужна на ней печать: гербовая или факультетская. Гербовая печать ставится только и исключительно на подпись декана, а декан подписывает бумаги не каждый день, периодически уезжает в командировки и — о ужас! — иногда даже бывает в отпуске. Поэтому получение его подписи может затянуться: от 1-2 дней до 2-3 недель.

Факультетская печать ставится на подпись декана и нескольких замдеканов. Обычно не отказывают подписать анкеты студентов

Е.Н. Ковтун, зам. декана филологического факультета по УМО
Л.А. Жданова, зам. декана филологического факультета по учебной работе
Г.Е.Кедрова, зам. декана филологического факультета по международным контактам
С.М.Самойлов, зам. декана филологического факультета по АХР


К каждому из них вы можете обратиться с просьбой подписать вам анкету. Где вам их найти? Стоит периодически читать таблички на стенах, там всё написано. Искать вам их надо будет самим, а потом приходить за печатью в деканат.

Анкета на подпись декану оставляется в деканате во втором лотке на столе в приемной деканата (комната 977). Забирается из верхнего лотка оттуда же. Далее вы либо просите секретарей декана поставить на ней факультетскую печать, либо несете свою анкету в комнату 444 на четвертый этаж, чтобы вам там поставили печать гербовую. Они работают обычно до 5 вечера.

Получив подпись, вы можете вписать последние данные в анкету: вам остается добавить фамилию и инициалы должностного лица, подтвердившего ваши данные (любой из замдеканов или декан) и его рабочий телефон (см. здесь).

Важное: уточните в паспортном столе заранее, нужна ли вам отдельная печать на фотографии! Ее требуют очень редко, но иногда все-таки требуют.

Если вы параллельно с учебой где-то работаете, и в этом «где-то» у вас заведена трудовая книжка, вам необходимо будет получить также печать той организации и подпись их ответственного лица на той же анкете.

Потом эту анкету вы несете в свой паспортный стол. Еще вы туда несете фотографии, а также квитанцию об оплате госпошлины и всё, что еще перечислено в их требованиях.

Оптимальный вариант таков: заполнить анкету, сходить в паспортный стол, показать ее, спросить, что еще надо (иногда хотят справку «о том, что я здесь учусь», иногда достаточно самой анкеты), уточнить по поводу печатей, внести все исправления, получить подписи и печати на факультете, отнести готовую анкету в паспортный стол. Паспортные столы везде разные: где-то принимают заполненные от руки бланки, где-то берут с исправлениями, где-то требуют заполнения на машинке (!)...

Однажды пришла девочка, у которой в паспортном столе потребовали подпись не декана, а ректора. История умалчивает, удалось ли ей получить загранпаспорт.

8. Как получить справку о том, что «я здесь учусь»?

Справки «о том, что я здесь учусь» студенты заказывают у секретарей Л.А.Ждановой, на 8 этаже в ауд. 861. Они называются «учебные справки» и часто требуются в различных организациях: от места работы Ваших родителей до военкомата (для мальчиков). Заранее выясните, какая нужна печать: гербовая или факультетская. Если вам нужна гербовая печать, точная информация о стипендии, полное имя-отчество, год рождения и т.д. — постарайтесь сообщить об этом секретарю Л.А.Ждановой, когда вы заказываете справку, а не когда вы ее получаете! Помните: администрация факультета, к глубокому сожалению, в полном составе не является телепатами. Факультетская печать ставится на подпись любого из замдеканов. Гербовая — только на подпись декана. Расписание секретаря Л.А.Ждановой висит возле кабинета. Другие люди, которые находятся в этом кабинете, справку вам выдать не могут. В деканате эти справки тоже не делают.

9. Кто будет моим научным руководителем? Что такое специализация?

На первом курсе преподаются только общие предметы, со второго начинается специализация. Т.е. вы выбираете спецсеминар и научного руководителя (сами!) и начинаете заниматься разработкой какой-то научной темы. Со второго же курса идет разделение на литературоведов и лингвистов: общие курсы остаются общими, но добавляются профильные курсы по выбору. Смотрите объявления на кафедрах, списки спецкурсов, идите на День науки в апреле, спрашивайте студентов старших курсов: выбор научника — это, пожалуй, самый важный Ваш выбор после выбора факультета и отделения. Научного руководителя можно сменить в любой момент учебы, даже в начале 5 курса, но лучше всего, конечно, работать с одним руководителем постоянно. На первом курсе вам важно понять, куда именно вас тянет (лингвистика / литературоведение) и чем примерно вы хотите заниматься.

10. Как происходит распределение по группам?

Распределение по группам: для русского отделения здесь важен уровень иностранного. Кроме того, регулярно на р/о объявляют группы с каким-нибудь иностранным с нуля, куда можно записаться (опять же, следите за объявлениями). По учебному плану у р/о предусмотрен 1 основной иностранный и на 3-4 курсе 1 славянский по выбору (не считая латыни и древнегреческого, которые у всех). У романогерманского отделения 1 иностранный основной и со второго курса — второй иностранный (у всех на 1 курсе латынь, а далее готский / народная латынь в зависимости от основного языка). Вы можете брать любые иностранные языки сверх программы — платно, через 904 комнату. Но на 1 курсе лучше этим не увлекаться: нагрузки и так будет очень и очень много. Если вы с лучшей подругой или другом вдруг оказались в разных группах — в первые дни можно подойти к инспектору и попроситься перейти из группы в группу. Если есть возможность (не запредельное число человек в группе и уровень языка соответствует) — обычно переводят.

11. Обязательно ли посещать физкультуру, учась на филолога?

Физкультура — бич дневного отделения. Вас распределят по группам в зависимости от результатов медосмотра. Занятия физкультурой — 2 пары в неделю 2 года (1 и 2 курс). Посещение занятий — обязательное!!! Запомните сразу, что проще прийти на физкультуру, чем потом отрабатывать пропуски в сессию. Пропускать ее можно только по болезни, причем справки о болезни должны быть заверены в нашей 202-ой поликлинике, а это не всегда просто сделать, иногда они заставляют справку переписывать... В общем, проще прийти.

12. Что такое аттестация? Как проходит сессия?

В середине семестра вас ждет аттестация (аттестован / не аттестован). Если вы не получили по какому-то предмету «атт.», вас не отчислят, это не хвост, но повод задуматься. Обычно «не атт.» ведет именно к хвосту, но есть еще половина семестра, чтобы заняться этим предметом. На сессии часть предметов сдается как зачеты (без оценки, хотя по некоторым предметам преподаватели отдельно отмечают «зач. (отлично)», но это скорее поощрение. По некоторым предметам — экзамен (отл., хор., удовл. и неудовл.) Неудовл. — это пересдача. В других случаях экзамен пересдавать нельзя: только одну тройку на 5 курсе при условии, что вы рекомендованы в аспирантуру.

Расписание сессии каждая группа составляет сама. Продумайте его хорошенько, хорошее расписание — залог хороших отметок. Когда это делается: когда на стенде с расписанием появится объявление учебной части. Там будет дата, до которой расписание надо сдать в учебную часть. Лучше не опаздывать. Продумайте порядок зачетов и экзаменов, который вы хотите. Обязательно спросите преподавателя, удобна ли ему Ваша гипотетическая дата. Может быть, у него есть какие-то даты, в которые он будет принимать — и никаких других вариантов. Экзамены на воскресенье ставить нельзя. Дату экзаменов после сдачи расписания менять нельзя. Переносить экзамен нельзя. Между экзаменами лучше иметь от 3 до 6 дней. Сессии проходят с конца декабря до 25 января и с конца мая до 25 июня.

13. Какие культурные мероприятия можно посетить при помощи факультета?

Обычно факультет организует бесплатные билеты в театры и поездки на экскурсии. Объявления о них вывешиваются на стенде Совета молодых ученых (возле ауд. 975), запись ведется в деканате (ауд. 977). В Пушкинской гостиной (середина 9 этажа) регулярно проходят разные мероприятия: встречи с интересными людьми, дискуссии и т.д. Опять же, следите за объявлениями. Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что в МГУ функционирует огромное количество кружков и клубов как культурной, так и спортивной направленности (в т.ч. многие в компетенцию многих спортивных секций входит возможность поставить вам зачет по физкультуре). Подробную информацию о них можно найти на сайте Университета (www.msu.ru) и на различных стендах как в стенах 1 Гуманитарного корпуса, так и в Главном здании, и в других корпусах.

14. А когда у нас каникулы?

Каникулы зимние — с 25 января (но если сессия закрыта раньше — вы свободны) по 7 февраля. Летние — с 25 июня по 31 августа (но летом — практика).

Информация раздела составлена на основе материалов,
собранных Екатериной Игоревной Кисловой.
За что ей огромное спасибо!

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2025 г.